азотирвоание карбонитрирование никелирование фосфотирование оксидирование воронение гальваника
Гальванические покрытия
Одним из видов обработки металлов, который является распространенным, это процесс азотирования. В основе данной технологии лежит метод насыщения верхнего слоя металла азотом, преимущественно, чугуна и стали. Процесс проводится при температурах от 430 до 6000°С, в среде газообразного аммиака. Стальные детали закрывают плотно в специальных емкостях, подают в них аммиак, и включают печь. Такие условия требуются для придания стальным изделиям таких эксплуатационных характеристик, как прочность, твердость, износостойкость, устойчивость к коррозии.
При помощи азотирования чаще всего обрабатываются легированные стали, в составе которых содержатся элементы, образующие при взаимодействии с азотом прочные нитриты. Это – хром, молибден, титан, вольфрам, алюминий.
Проведение азотирования необходимо для обработки подвижных деталей различных механизмов, к которым относятся цилиндры двигателей, насосы, шестерни, втулки, копиры станков, матрицы, клапаны двигателей внутреннего сгорания и другие элементы деталей и механизмов.
Химико-термическая обработка
Карбонитрирование – кратковременное газовое азотирование изделий из быстрорежущих и штампованных сталей типа 3Х3М3Ф, 4Х5МФС, 5Х2МНФ, Р18Ф, Р6М5, Р6М5Ф3, Р6М5К5 и т.д.
Технология нанесения покрытия такова. После обезжиривания, промывки, травления и повторной промывки, детали в барабане окунают в ванну (обычно керамическую) с расплавленным цинком. Вращением барабана обеспечивают поток цинковой массы относительно деталей для заполнения всех пор и микротрещин. Затем барабан вынимают из ванны и раскручивают для удаления излишков цинка центрифугированием. Однако на внутренней резьбе (на гайках) все же остаются излишки цинка, поэтому внутреннюю резьбу после цинкования протачивают. Отсутствие покрытия на внутренней резьбе не влияет на коррозионную устойчивость соединения, если гайка применяется с горячеоцинкованным болтом или шпилькой. Благодаря высокой анодности цинка по отношению к железу при температурах до 70°, цинк сам покрывает непокрытые и повреждённые участки детали со скоростью около 2 мм в год. В данном случае цинк с наружной резьбы болта, благодаря разности потенциалов цинка и железа в естественной влажной и кислой среде переносится на участки внутренней резьбы гайки, оставшиеся при проточке резьбы без покрытия.
Достоинства
Коррозионная устойчивость в 5-7 раз превышает электрооцинкованный крепёж и приближается к устойчивости нержавеющей стали.
Покрытие само себя восстанавливает на повреждённых участках.
Покрытие более устойчиво к сколам при ударах, чем аналогичные по коррозионной устойчивости полимерные лакокрасочные покрытия.
Главным функциональным достоинством горячеоцинкованного крепежа является экономия на эксплуатации сооружений, благодаря отсутствию необходимости их перекрашивать.